###Российский совладелец Портсмута: Клубы чемпионшипа стоят дешевле российских и при этом они рентабельнее ###
Месяц назад еще один российский бизнесмен стал владельцем английского футбольного клуба. Владимир Антонов, председатель правления «Конверс групп», приобрел «Портсмут». Роман Дубов, президент спортивного подразделения «Конверс Групп» Convers Sport Initiative и совладелец «Портсмута», дал эксклюзивное интервью Дмитрию Навоше и Юрию Дудю.
– В России знают, что «Конверс групп» ведет спортивные проекты, но какие именно – знают намного хуже. Расскажите.
– Наше увлечение спортом началось в 2004 году со всевозможных гоночных серий. Но плотно мы пришли к спорту пару лет назад. В разгар финансового кризиса мы стали оценивать ситуацию, смотреть различные бизнес-инициативы и поняли, что спорт сильно недооценен. По нему сильно ударил кризис, и была возможность посмотреть на этот вид бизнеса с другой стороны. Мы посмотрели: если захотим создать сегодня хороший большой банк, столкнемся с большой конкуренцией – игроков по всему миру очень много. А в спорте не так много крупных холдингов, которые занимаются различными направлениями. Поэтому решили создать большой спортивный холдинг, который включал в себя самые разные отрасли – от телевизионных и маркетинговых прав целых видов спорта до отдельных команд. Мы понимали, что синергия этих видов бизнеса, вовлеченных в одну точку, может принести результат.
– Из чего состоит ваш холдинг сейчас?
– Сейчас мы объединяем 11 компаний и заканчиваем приобретение еще четырех. Один из главных наших проектов – это Мировое ралли, World Rally Championship. Это очень большой и достаточно недооцененный актив. Ралли смотрит около 800 миллионов человек ежегодно. По популярности это вторая автомобильная серия после «Формулы-1». Но если сравнить финансовые показатели «Ф-1» и ралли, они сильно отличаются. Мы знаем, куда идти и что менять. Когда мы покупали ралли, подготовили бизнес-план для президента FIA Жана Тодта: как мы планируем развивать, сколько денег инвестируем, что хотим изменить. Мы не рассчитываем на извлечение сиюминутной прибыли, но знаем, где мы будем через три года.
Та же компания, что промоутирует WRC, проводит такое мероприятие, как TT Races. Это очень популярная в Британии и Европе гонка на мотоциклах, которая проходит раз в год на острове Мэн. Гонка очень прибыльная и интересная. На острове Мэн в автомобильных правилах практически нет ограничений по скорости, поэтому это идеальное место для гонок. Еще есть Velax ocean – гонки на яхтах. Мы не представляли, как этот бизнес популярен. Но на него действительно есть устойчивый спрос.
Следующий проект – PowerPlay golf. На земном шаре сейчас около 200 миллионов активных игроков в гольф. Когда мы делали анализ рынка, пришли к выводу, что каждый год это число уменьшается. Гольф стал терять привлекательность – возможно, потому что он слишком длинный и скучный для молодежи. Поэтому мы приняли решение инвестировать в короткую версию гольфа. PowerPlay Golf проводится на девять лунок, и на каждой из них не один флаг, а два – белый и черный. Попадание в белый флаг – все, как в обычном гольфе, в черный – очки удваиваются, на последней лунке – утраиваются. Мы владеем всеми правами на этот вид спорта. 30 мая мы провели первый турнир в Англии, где играли 12 игроков из первой двадцатки мирового гольфа. Результаты были очень неожиданными: победили те, кто в нормальном гольфе не имели бы шансов. А Пол Кэйси и Грэм Макдауэл – победители US Open – и вовсе одними из последних. Этот турнир очень понравился ТВ-компаниям, потому что весь матч длится максимум 2 часа и его очень удобно показывать. Плюс борьба до последней лунки. В обыкновенном гольфе если у Тайгера Вудса после четвертой лунки уже «-4», дальше можно не смотреть. У нас большие ожидания по этому виду спорта. В этом году проводим три турнира, в Азии, США и Европе. Есть предварительная договоренность о том, что на втором турнире будет играть Тайгер Вудс.
Недавно мы купили сайт SportPost – это социальная сеть для спортивных болельщиков. Еще есть компания DBGConvers, которая делает приложения спортивных звезд для мобильных телефонов и занимается менеджментом социальных сетей – например, делает приложения для мобильных телефонов для Дэвида Хея или ведет фейсбук и твиттер футболистов Гарета Бейла или Карлтона Коула.
– Что-то ничего российского среди этих проектов нет.
– Спорт в России пока не является бизнесом. Но мы понимаем, что рано или поздно это произойдет. Мы сейчас здесь, чтобы запустить наш первый проект в России. Мы купили компанию Leaders, которая раз в год проводит мероприятие на «Стэмфорд Бридж», где собираются топ менеджеры из мира спорта. Мероприятие пройдет 2 октября, сейчас – июнь, но практически все билеты уже проданы. В этом году мы будем проводить такой эвент вместе с российским партнером в России. 2018-й год не за горами, а большого опыта таких мероприятий у нас нет. Нашим менеджерам будет чему поучиться.
* * *
– В конце мая вы вышли на футбольный рынок. Почему «Портсмут»?
– Мы присматривались к футбольным клубам достаточно давно. Был вариант с «Глазго Рейнджерс». Но у клуба были неопределенности с налоговой службой на достаточно крупную сумму за последние 14 лет. Мы посчитали, что для нас это достаточно большой риск. Еще – масса клубов из английского чемпионшипа, несколько – из премьер-лиги. Мы остановились на «Портсмуте» по многим причинам: прекрасный клуб, лояльность фанов, большая футбольная история, сильно недооцененный, на наш взгляд, потенциал клуба.
– Выбирая клуб, вы смотрели только на Англию?
– Да, последний год мы не смотрели на Европу – только на Англию. Футбольный клуб не может жить в отдалении от тебя. Если ты хочешь сделать его бизнесом, им надо заниматься ежедневно. А мы довольно давно живем в Лондоне.
– Есть красивая история, как Роман Абрамович влюбился в футбол, посмотрев с трибун «Олд Траффорд» выдающийся матч «МЮ» – «Реал». У вас с партнером Владимиром Антоновым такая история есть?
– Владимир – человек больше автомобильный, с ним вы можете говорить о машинах 24 часа в сутки, и он расскажет вам, когда и как долго выпускался тот или иной двигатель. Я же достаточно давно являюсь футбольным болельщиком. Кроме того, был вовлечен в несколько футбольных проектов с национальной сборной Украины и многими ее игроками. Перед чемпионатом мира-2006 я помогал им получить персональные спонсорские контракты.
– Приобрести английский клуб – насколько это сложно? Для этого нужны только деньги или не только?
– Это тяжело. Порой купить другие, более серьезные виды бизнеса проще, чем футбольный клуб. Это долгий процесс, который требует согласования с футбольной лигой, открытия доходов, проверки на отмывание денег. У нас все это заняло около двух с половиной – трех месяцев.
– Английский футбол считается убыточным. Зачем он вам?
– Это заблуждение. Начнем с того, что даже «Портсмут» в прошлом году был прибыльным клубом. Кого-то это шокирует, но прибыль клуба, вылетевшего из премьер-лиги, составила приблизительно 1 миллион фунтов. Отчасти это связанно с парашют-payment и с тем, что клуб после банкротства находился под жеским финансовым регулированием со стороны футбольной лиги. На сегодняшний день клуб прибыльный.
– Когда «Портсмут» собирается возвращаться в премьер-лигу?
– Не считаю, что это корректный вопрос. Наша задача – побеждать в каждом матче.
- Когда Владимира Антонова спросили, почему вы купили команду в Англии, а не в России, он ответил, что российские клубы просят очень много. Много – это сколько?
– Это много. Все клубы чемпионшипа стоят гораздо дешевле российских клубов. При этом они рентабельнее. Мы возвращаемся к тому, что российский футбол не самоокупаем – на данном этапе принять решение о покупке клуба в России нам было тяжело.
– Что это были за клубы?
– Это история. Давайте перевернем страницу.
– Когда умирала «Москва», писали, что «Конверс групп» была готова ее купить. Насколько вы были близки к сделке?
– Тут я должен подтвердить слова Игоря Дмитриева, который сказал: одни не очень хотели продать, другие не очень хотели купить. До конкретного разговора там по многим причинам не дошло.
– По каким причинам?
– Я не участвовал в переговорах. Всех подводных течений, назначений и предположений я не знаю.
– Знакомы ли вы с Романом Абрамовичем?
– Наверное, все с ним знакомы в той или иной мере. В какой знаком я? В той или иной.
– Говорят, если бы тренером «Челси» стал Гус Хиддинк, Абрамович был готов выделить на трансферы 150 млн фунтов. Вряд ли Виллашу-Боашу он выделит сильно меньше. Сколько на трансферы этим летом готов потратить «Портсмут»?
– У нас нет какого-то ограничения по бюджету. У нас есть задача на сезон – побеждать в каждом матче. У тренера и исполнительного директора есть видение того, как сделать клуб конкурентоспособным в чемпионшипе. И они имеют карт-бланш на трансферы. Когда мы купили клуб, после завершения сезона в команде осталось только восемь игроков на контрактах. Так что как минимум десять новичков у нас будет.
– Нкванкво Кану остается в команде?
– Остается. У нас нет желания разрывать с ним контракт. Это великий футболист. Уверен, что он принесет много пользы на поле, да и за его пределами в общении с молодежью он будет очень полезен.
– Как вас встретили в «Портсмуте»? Мы знаем, как встречают русских туристов в Европе. А русских инвесторов?
– Ни для кого не секрет: любому бизнесмену с российскими корнями делать бизнес в Европе довольно тяжело. Нам помогает, что мы долгое время живем за границей, а наш третий партнер – англичанин Крис Эйкерс (бывший совладелец и гендиректор «Лидса» – Sports.ru) хорошо известен в спортивном мире. Но все равно любые переговоры начинаются с присматривания, с вопросов о происхождении денег, о мировоззрении. Сначала люди относятся скептически, но мы стараемся их переубедить.
– Что отвечаете про происхождение денег?
– У нас разные направления бизнеса. Банковский сектор – несколько крупных банков в Латвии и Литве, банк в Панаме, на Украине, недавно продали российский банк. Есть доли в авиакомпании и грузовых перевозчиках. Ну и многое другое – от ритейла до поставок одежды в супермаркеты. Сейчас мы практически не ведем бизнес-активность в России. Все деньги зарабатываем в Европе и Азии. Нам нечего скрывать.
– Как делятся ваши полномочия с Владимиром Антоновым?
– В спортивных проектах мы делим время в соотношении 80 на 20. Тем не менее, мы постоянно встречаемся, обсуждаем работу и планы. Кроме того, у нас есть традиция: раз в месяц все менеджеры наших спортивных компаний собираются в одном месте, чтобы провести тим-билдинг, поговорить о новых идеях и увеличить эффективность работы.
* * *
– Есть ли у «Конверс групп» планы на Marussia Virgin-Racing?
– Нет, никаких планов. Мы были вовлечены в «Формулу-1» с командой «Лотус-Рено». В прошлом году, если помните, Snoras – один из наших банков – был спонсором «Рено». Наше партнерство заканчивается в следующем году.
- Правда ли, что Saab – компания, принадлежащая «Конверс групп», – планирует вернуться в WRC в 2013 году?
– Идея такая есть. Самая большая проблема для Saab – создать подходящую для WRC модель автомобиля. 9.3 и 9.5 не подходят. Мы надеемся, что если не к 2013-му, то к 2014 году этот вопрос будет решен.
– Планирует ли WRC привлекать новых конструкторов?
– Мы только что подписали договор о том, что Volkswagen будет участвовать в Мировой серии. Плюс у нас есть предварительные договора с Fiat и Toyota. Этого будет вполне достаточно. Но в любом случае постоянные переговоры с производителями идут и мы рады принять достойных в число участников WRC.
– Как насчет «Лада-Рено»?
– Мы были бы рады, чтобы в России нашлась команда, способная участвовать в Мировом ралли. Но, во-первых, нужен двигатель 1.6 турбированный, который «Лада-Рено» не выпускает. Во-вторых, должна быть реальная заинтересованность. Мы, повторюсь, только рады.
– Какие у WRC планы на Россию?
– Мы говорили со многими производителями, а сейчас идет конкретный разговор с BMW Mini. Мы дали все контакты Дэйву Ричардсу, главе команды. Они вместе с Оксаной Косаченко, менеджером Виталия Петрова, ведут переговоры о том, что в ближайшее время в Mini будет российский экипаж.
– Владимир Антонов сказал, что в России много мест, где интересно провести этап Мирового ралли. Что это за места?
– Когда мы покупали WRC, одно из обещаний, которое мы давали, – привезти Мировое ралли в Россию в 2013 или 2014 году. Сейчас мы ищем локального партнера и место. Краснодар, Сочи, Санкт-Петербург – мест достаточно много. В чем прелесть WRC: чтобы проводить ралли, не надо никакой технической оснащенности трассы. У этих гонок потому и так много поклонников: ралли – это та же самая машина и та же самая дорога, что и у тебя самого.
* * *
– Какие у вас планы на ХК «Спартак»?
– С ним ситуация достаточно интересная. Он был прилинкован к одному из наших банков – «Инвестбанку». Так как банк продан, клуб в процессе реструктуризации полностью перешел к новому совладельцу. Вопрос о будущем «Спартака» стоит задать Сергею Менделееву – председателю правления «Инвестбанка».
– Какая память останется у вас о российском хоккее?
– Хорошая. Естественно, российский спорт пока не является бизнесом, но было интересно попробовать.
– Есть ли шанс, что КХЛ – лига толковая, но с чрезмерно богатыми клубами – сможет стать окупаемой?
– Не далее как четыре дня назад я был в Швеции и встречался с представителями хоккейного АИКа. Это популярный клуб, он не имеет своего стадиона, но при этом зарабатывает около 2 млн евро в год. И это не доход, а прибыль. При этом тот бюджет, который у них есть, не позволил бы им даже участвовать в КХЛ. Я не знаю долгую стратегию КХЛ, но нынешнее положение дел должно меняться. Если возвращаться к английскому футболу, я недавно был на Кипре, где было собрание всех клубных руководителей. Английские чемпионшип, league 1 и league 2 подписали соглашение о финансовом fair play – клубы не могут иметь убыток свыше 2 млн фунтов в год. Если убыток будет больше – санкции.
– Думаете, будут соблюдать?
– Уверен. Были большие дебаты, мы разговаривали об этом двое суток. В итоге из 24 клубов чемпионшипа 23 проголосовали «за». Все понимают, что с нынешней ситуацией на футбольном рынке как-то надо бороться. Ввести потолок зарплат, как в НХЛ, нельзя согласно законодательству. Вот и пытаются ввести какое-то другое ограничение.
– Получается, закачать клуб деньгами, чтобы выйти в премьер-лигу в первый же сезон, у вас не получится.
– Зато на первый план выходит спортивная борьба. В этом году в чемпионшипе будет особенно интересно: «Вест Хэм», «Бирмингем», «Кристалл Пэлас», «Портсмут». Ну и нас ждет большое дерби «Портсмут» – «Саутгемптон». Они вернулись в чемпионшип, у них большой план на будущее. Наши фаны уже ждут этого дня.
– Когда литовский бизнесмен Владимир Романов возглавил «Хартс», команду наводнили футболисты из Литвы. Когда ждать российского игрока в «Портсмуте»?
– Кадровая политика – сфера деятельности главного тренера. Как я понимаю, заглядывать в паспорт он не собирается. Конечно, нам хотелось бы, чтобы представитель такой великой страны играл в нашем клубе. Но это футбольный вопрос, а не коммерческий.
– А русский тренер?
– Для англичан иностранный тренер должен быть на голову сильнее своих. Топ-тренеры из России вряд ли поедут в чемпионшип, а не топ-тренерам рано об этом думать. К тому же, на мой взгляд, в российском футболе не хватает интересных, молодых, квалификационных тренеров.
* * *
– Самый частый вопрос о российском футболе, который задают вам в Англии?
– Их много, но первый – why? Почему такие высокие зарплаты? Почему он не приносит деньги? Почему если не приносит деньги, люди все равно в него вкладывают? Сегодня вот в самолете спрашивали: почему российский футбол перешел на «осень – весна», как можно играть в футбол в мороз?
– У вас есть ответы на эти why?
– Не на все.
– «Почему если не приносит деньги, люди все равно в него вкладывают?» На этот – есть?
– За последние годы многие виды бизнеса в России трансформировались. Рано или поздно направление изменится, спорт станет бизнесом. А пока – это люди, которые просто любят, интересуются и стараются помогать.
– А мы думаем, что трансформация произойдет только после колоссального коллапса. После того, как этот мыльный пузырь лопнет.
– Коллапс происходит постоянно – в год исчезает по одному клубу футбольной премьер-лиги. Однако спорт – большой социальный инструмент. Миллионы людей в нем заинтересованы. Так или иначе, он будет поддерживаться властями или частными лицами. В Европе, да и во всем мире бизнес любит поступательное движение. Мы в России в 90-е годы, в 2000-е привыкли к какому-то скачку – или все, или ничего. В спорте мы хотим так же: раз и впереди. Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Скажем, КХЛ. Если немного изменить, структурировать и отнестись к некоторым вещам рациональнее, у нее есть возможность жить. И жить хорошо.